About Us    Contacts   

Содержание курса по темам

4.09

Введение в курс

11.09/18.09

Тема 1. Методика как наука. Методы обучения ИЯ

Теоретический материал для изучения
• Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., Академия, 2007, глава 2, 3 стр. 81-138
• Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: Просвещение, 2002 г., лекция 1, лекция 2 стр. 3- 39
• Общеевропейская компетенция владения иностранным языком. Страсбург. 2003, глава 5, стр.103-130

Основные термины по теме 1
Для ознакомления с терминами см. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Икар, Москва, 2014
Компетенция, компетентность, умения, навыки, дидактика, методика, содержание обучению, методы обучения, технологии обучения, цели обучения, принципы обучения

Задания по теме 1
• Цель обучения иностранным языкам, как известно, является развитие коммуникативной компетенции, включающей лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, стратегическую, дискурсивную и социальную компетенции. Кратко сформулируйте суть каждой из 6 компетенций, выделив знания, умения и навыки, которые необходимы для развития данных компетенций
• Как цели обучения ИЯ, декларируемые в документах Совета Европы, соотносятся с целями обучения ИЯ, принятыми в отечественной методике?
• Прочитайте статьи Солововой Е.Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков//ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА, № 6 (33) / 2013 и Тер-Минасовой С.Г. Методики обучения иностранным языкам//Иностранец", 2003 и попытайтесь сформулировать основные направления развития методики обучения иностранным языкам на современном этапе.
• Ознакомьтесь с Общеевропейской компетенцией владения иностранным языком. Страсбург. 2003, глава 5, стр.103-130, что входит в общеевропейское понимание коммуникативной компетенции?
• Посмотрите видеолекцию Р.П. Мильруда «Методические рекомендации по реализации ФГОС начального образования для учителей английского языка» и подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
• Что это за документ ФГОС? В чем заключаются сущностные отличия стандарта нового поколения от предыдущих стандартов?
• Какие показатели учебника выделяет Р.П. Мильруд? Какие условия необходимо учитывать при создании учебника?
• Какие результаты обучения вы знаете? В чем особенность личностных результатов? Какой комплекс мер предусматривают данные результаты? Какие результаты являются наиболее важными в соответствии со стандартами нового поколения?
• Что понимают под универсальными учебными действиями?

25.09

Тема 2. Система уровней владения иностранным языком по CEFR.

Теоретический материал для изучения
• Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., Академия, 2007, глава 3 стр. 95-109
• Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. - Департамент по языковой политике. Страсбург, русская версия. Москва: МГЛУ, 2003, глава 2, 3, стр.8-45, гл 5 стр. 103-129, гл. 7 стр. 153-162
• Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment” /CEFR/. 2001.

Основные термины по теме 2
Для ознакомления с терминами см. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Икар, Москва, 2014
Общие компетенции, коммуникативные языковые компетенции, контекст, речевая деятельность, виды коммуникативной деятельности, стратегия, коммуникативная задача

Задания по теме 2
• Что такое общие и коммуникативные компетенции учащегося согласно CEFR? Как данный подход соотносится с подходом отечественных методистов к коммуникативной компетенции обучающегося (тема 1)? Каковы основные компоненты лингвистической компетенции обучающегося? Какие знания и умения составляют социолингвистическую компетенцию?
• Каковы способы развития грамматической, лексической и других видов компетенций по CEFL?
• Что такое коммуникативная задача и какова ее роль в процессе обучения иностранным языкам согласно CEFR? Приведите примеры коммуникативных задач, которые вы бы могли использовать в своей практике.
• Изучите ФГОС ВПО третьего поколения по психолого-педагогическому образованию: структуру, особенности, требования. Какие из описанных компетенций относятся к вариативным, а какие к инвариантным.
• На основе русской и английской версий Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment” /CEFR/ составьте глоссарий основных методических терминов по коммуникативным языковым компетенциям, уровням владения ИЯ и тд. В вашем глоссарии должно быть не менее 40 терминов.

02.10

Тема 3. Обучение аспектам языка: Фонетический аспект обучения иностранному языку

Теоретический материал для изучения
• Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., Академия, 2007, глава 9 стр. 267-287
• Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: Просвещение, 2002 г., раздел 2 стр. 64-80
• Колкер Я.М., Е.С.Устинова, Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. М., Академия, 2000, стр. 147-149
• Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М: Икар, 2011 глава 2, стр. 31-57

Основные термины по теме 3
языковая задача, упражнение, положительного перенос, межъязыковая интерференция, ритмико-интонационные навыки, слухо-произносительные навыки, артикуляционный подход, акустический подход, дифференцированный подход, фонема, фонетическая зарядка, принцип аппроксимации

Задания по теме 3
1. Проведите аналогию и сравните подходы к обучению произношению, выделяемые методистами: имитативный, аналитико-имитативный (Гальскова, Гез), артикуляционный, акустический, дифференцированный (Соловова).
2. Что, согласно Гальсковой и Гез, должен уметь делать и знать педагог, чтобы правильно сформировать слухоартикуляторную базу обучающихся?
3. Каковы, согласно Щукину А.Н., основные признаки, которым фонетические навыки должны соответствовать? Какова их суть?
4. В чем состоят сложности фонетический системы английского языка для русскоязычных обучающихся? Приведите по два-три упражнения на активное слушание и на воспроизведение для развития фонетических навыков согласно уровням общеевропейской шкале, четко опишите цель упражнения

9.10

Тема 4. Лексический и грамматический аспекты обучения иностранному языку

Теоретический материал для изучения по теме 4
• Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., Академия, 2007, глава 10, 11 стр. 287 - 319
• Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: Просвещение, 2002 г., раздел 2 стр. 80-124
• Колкер Я.М., Е.С.Устинова, Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. М., Академия, 2000, стр. 97-105
• Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М: Икар, 2011 глава 2, стр. 31-57

Основные термины по теме 4
долговременная память, семантические поля, семантическая компетенция, лексический навык, парадигматические связи, речевая задача, речевая установка, семантизация, сверхфразовое единство, грамматическая игра, продуктивные и перцептивные грамматические навыки, подход, метод, условно-речевые упражнения, собственно речевые упражнения, индуктивное объяснение; дедуктивное объяснение

Задания по теме 4
• Какие пять факторов влияют на объем индивидуальных семантических полей обучающегося? Что должен делать преподаватель для постоянного увеличения семантических полей? Приведите конкретные примеры.
• Сравните и сопоставьте существующие подходы к формированию грамматических навыков. Какой из подходов является оптимальным, с вашей точки зрения? Докажите свою позицию.
• Какие речевые возможности обеспечиваются с помощью рецептивных грамматических навыков?
• Познакомьтесь с форматами упражнений для развития лексических навыков, представленными на сайтах (сделать ссылку на веб ресурсы на нашем сайте) и в учебных пособиях, приведите по два-три упражнения, соответствующие всем уровням развития лексической компетенции по общеевропейской шкале
• Приведите и опишите 4 условно-речевых упражнений и 4 собственно речевых упражнений (групповые игры) на развитие грамматических навыков. Для справки см. веб ресурсы по грамматике:
http://www.eslgamesplus.com/fun-games/
http://www.eslgamesworld.com/members/games/grammar/
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/grammar-games
http://titova.ffl.msu.ru/web-resources-for-teachers-skills.html
http://www.english-online.org.uk/games/gamezone2.htm
http://grammar.ccc.commnet.edu/grammar/

16.10

Промежуточный тест

23.10

Тема 5. Обучение продуктивным видам речевой деятельности. Обучение говорению

30.10

Тема 6. Обучение продуктивным видам речевой деятельности. Обучение письму.

06.11

Тема 7. Обучение рецептивным видам речевой деятельности. Обучение аудированию.

13.11

Тема 8. Обучение рецептивным видам речевой деятельности. Обучение чтению.

20.11

Тема 9. Функции, формы и виды контроля в языковом обучении.

27.11

Тема 10. Учебная программа как средство стандартизации языкового образования и инструмент управления процессом обучения ИЯ.

04.12

Тема 11. Планирование, создание и проведение занятий по обучению иностранному языку в школе и в вузе.

11.12

ТЕСТ ФИНАЛЬНЫЙ.

18.12

Колллоквиум.

end faq