• Print

Программа (28 часов)

Введение (2 часа)
Раздел I. Демократия и государственное управление США. Лекция 1-5 (12 часов)
Раздел II. Средства массовой информации и принципы демократии. Лекция 6-10 (14 часов)

Введение

Понятие демократии. Демократия: форма и содержание. Современная эпоха демократии. Демократия и свобода. Институционные модели демократии.

 

Лекция 1. Цели государства и свобода в современном американском обществе

Демократия и глобализация сегодня. Американская модель управления: мажоритарная или плюралистическая? Что такое непрямая демократия? Демократия для всех или для избранных?

 

Лекция 2. Современный федерализм и дилемма демократии

Понятие федерализма. Эволюция федерализма в США. Двойной или кооперативный федерализм? Права штатов и двойной федерализм. Политика “нового федерализма” Никсона. Усиление власти президента сегодня. Так много органов власти: преимущества и недостатки.

 

Лекция 3. Политическое участие и демократия

Традиционное и нетрадиционное участие. Монополия двух партий. Деньги - одно из необходимых условий политических кампаний. Борьба за избирательное право. Политический контекст избирательных кампаний. Группы интересов: благо или зло? Методы лоббирования с использованием информационных технологий.

 

Лекция 4. Общественное мнение и модели демократии

Социальные группы и политические ценности. Процесс формирования общественного мнения. Влияние уровня дохода, образования, региона проживания, происхождения, религиозных ценностей на формирование политического мнения современного американца. Идеологические типы в Соединенных Штатах.

 

Лекция 5. Рост корпоративного государства и принципы демократии

Разделение власти большинства. Прибыли корпораций и их власть в государстве. Закон на службе бизнеса. Кто владеет Америкой сегодня? “Желательная” безработица. Социально-экономический статус среднего класса. Налоги - помощь богатым. Дефицитное финансирование и государственный долг.

Литература:
• Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября. - М.: Институт Фонд Общественного мнения, 2001
• Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальные демократии в США и за их пределами / Ф. Закария. - М.: 2004
• Паренти М. Демократия для избранных / М. Паренти. - М.: Поколение, 2006
• Престовиц К. Страна-изгой / К. Престовиц. - СПб.: 2005
• Трудным путем демократии? / К. Джанда, Дж. Берри, Дж. Голдман, В. Хула. - М.: 2006
• Уткин А. Удар американских богов / А. Уткин. - М.: Алгоритм, 2006

 

Лекция 6. Средства массовой информации и принципы государственной демократии США

Частная собственность на средства информации. Существует ли государственное регулирование средств массовой информации в США? Освещение национального политического процесса. Откуда общество получает новости? Насколько нейтральны средства массовой информации в США? Новые виды и формы средств массовой информации. Влияние интернет- технологий на формирование общественного мнения.

 

Лекция 7. Идея “электронного правительства”

Основные преимущества электронных правительств (на основе опыта США).

Литература:
Интернет и политика (В. Зорин)
Психология политических клик (Э.Н. Ожиганов)
Internet use by Region in the United States (T. Spooner)
Japan and the Net. Chap. 7 (N. Rheingold)

 

Лекция 8. Государственные стратегии создания электронных правительств: анализ некоторых официальных правительственных сайтов США

Литература:
E-government: the Next American Revolution
A New Way of Governing in the Digital Age
The Frontiers Ahead: a Dialogue on the Progress and Promise of the Internet
National Strategy to Secure Cyberspace

 

Лекция 9. Демократия и электронное правительство

Понятие электронной демократии. Трансформация политических культур и форм политического участия.

Литература:
• Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в российском контексте / А.Н. Кулик // Проблемы становления гражданского общества в России. - М., 2003
Reinventing Democratic Culture in an Age of Electronic Networks (D. Bollier)
• Mediated politics: Communication in the future of democracy (ed. by W.L. Bennett and R.M. Entman). – Cambridge: 2001
• Browning G. Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics / G. Browning. - Wilton, CT: Online Inc., 1996
• Castells M. The information age: Economy, society and culture / M. Castells. - Malden: 1997

 

Лекция 10. Новые возможности политических технологий в эпоху информационной революции

Возможности и особенности применения ИКТ в областях политической рекламы и маркетинга, финансирования избирательных компаний, организационно-партийного строительства, политического консультирования. Интернет технологии в предвыборной кампании Барака Обамы: новые перспективы.

Литература:
Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу (А.Е. Шадрин)

 

end faq